Что такое нравственность? Если вы захотите узнать значение этого слова и обратитесь к словарям, то найдёте примерно следующее определение:
«Нравственность – это совокупность норм и правил, определяющих поведение человека». Его синонимом в словарях являются слова “мораль” и “этика”, которые имеют схожие определения, т.е. мы имеем несколько слов с одинаковым значением, к которым часто добавляют непонятные эпитеты, например: “человек высокой нравственности”. Антонимами слова нравственности в словарях являются слова “безнравственность” и “порочность”, определяемые как «нарушение норм морали и нравственности». Иногда, при определении значения слова “нравственность”, прибегают к словам “совесть” и “справедливость”, но если начать смотреть определения этих слов, то они замкнутся на слова “нравственность” и “мораль”, что является логическим тупиком – кругом в определении. При этом, словари оставляют без внимания вопросы, которые возникают у любого здравомыслящего человека: а кто, и на каком основании определяет те нормы и правила, по которым должен жить человек и общество в целом? Почему эти правила часто нарушаются? Как понять, какие правила являются адекватными жизни, а какие нет?
У многих на вопрос о нравственности всплывает стихотворение Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо?». Но достаточно ли этих двух видов оценок для описания всех возможных ситуаций и отношения человека к тем или иным явлениям Жизни?
Все философские учения можно разделить на материалистические и идеалистические (религиозные), но и те и другие рассматривают человека как компьютер (или биоробот), сгрузив определённую программу в который, мы сможем получить примерного индивида и послушного гражданина, отсюда мы получили исторически сложившуюся культуру догматов, представленную в виде вероучений или сводов законов, что по существу является толмудистикой. Однако, вся история нашей цивилизации показывает, что робот на материальном носителе “homo sapiens” выходит довольно никудышный – постоянно находится пытливый ум, который хочет понять как всё устроено и кто смеет ограничивать его свободу выбора навязанными кем-то правилами. Поэтому, не найдя ответов на наши вопросы в словарях, постараемся поразмышлять самостоятельно.
Нравственность – это социальное и психологическое явление, которое является следствием наличия у человека свободы выбора и воли. В животном и растительном мире это понятие отсутствует, т.к. все биологические виды кроме «человека разумного» однозначно запрограммированы на определённое поведение (введены в режим устойчивого самоуправления Иерархически Наивысшим Всеобъемлющим Управлением, если говорить терминологией ДОТУ). Альтруистическое (или даже жертвенное) поведение в животном мире – это тоже проявление инстинктов (стадно-стайных), но с уровня популяции и вида. Человек отличается от других биологических видов тем, что его психика не запрограммирована однозначно, он наделён свободой выбора и возможностью обрести свободу воли, т.е. осмысленно-целесообразно действовать, ставя перед собой цели и выбирая пути и средства их достижения.
Но между чем и чем человек выбирает? Для чего он наделён такой способностью? Существуют ли лучшие варианты выбора, которые будут ему максимально полезны? И как понять, какой из вариантов будущего наилучший?
Наиболее полной мерой-матрицей возможных состояний всего сущего обладает Бог – Творец и Вседержитель, он же обладает и наилучшим вариантом в этой матрице – целостным образом и алгоритмикой для каждого явления, т.е. смыслом-предназначением созданных им субъектов и объектов. Всё, что не соответствует данному образу и алгоритмике – это отклонения от идеального режима, которые ограничены неким пределом, по достижении которого происходит «перезагрузка системы», т.е. включается механизм самоликвидации субъектов, зашедших в тупиковый путь развития/деградации.
Сталкиваясь с разными явлениями и событиями в своей жизни, человек даёт оценку этим явлениям и событиям, при этом, опираясь на свои компоненты психики: инстинкты, привычки, разум, интуицию, совесть. Поскольку Бог наделил человека свободой выбора и возможностью обрести свободу воли, человек может оценивать явления и управлять процессами, не соответствуя оценкам Бога, тому изначальному целостному образу – смыслу, который он заложил в матрицу возможных состояний, как наилучший.
Основная задача человека – в диалоге с Богом выстроить у себя в психике адекватные целостные образы (привести субъективные образы в соответствие с объективными) и дать им правильную оценку, совпадающую с нравственностью Творца, т.е. Праведностью. Ставя перед собой задачу постижения смысла явлений и процессов в мироздании и воплощения в жизнь Промысла – замысла Творца, Человек получает необходимую для него информацию через Совесть и понятный ему Язык Жизненных обстоятельств, в т.ч. через продукты культуры и других людей. Под Промыслом мы понимаем наилучший вариант, целостный образ того, как необходимо людям взаимодействовать друг с другом, окружающим миром и Богом.
Совесть – это врождённое религиозное чувство, составная чувства меры (Божиего Предопределения бытия) как такового, неразрывно сопряжённое с той составной частью личностной нравственности, которая совпадает с праведностью.
Нравственность – это совокупность оценок всех событий и явлений жизни, с которыми сталкивается человек и которые к тому же иерархически упорядочены по значимости –приоритетности — важности.
Нравственная определённость – это всего 2 вида оценок:
1) Хорошо => полезно => нравится => поддерживаю (материально и информационно).
2) Плохо => вредно => не нравится => не поддерживаю => буду мешать, препятствовать, искоренять разными способами.
Добронравие – это когда у человека образы явлений и процессов, и отношение к ним совпадают с целостным образом и оценками Творца, т.е. его нравственность соответствует Праведности (нравственности Бога).
Злонравие – это когда человек осознанно ставит оценки явлениям и процессам прямо противоположные нравственности Бога, т.е. праведности (хорошее считает плохим, плохое хорошим, естественное противоестественным, а ненормальное нормальным), иными словами – это порочность — выпадение из наилучшего варианта в матрице возможных состояний, отклонение от заданной Свыше меры развития…
Утверждение, что «злых людей нет на свете» по своей сути верно – все люди рождены наместниками Бога на Земле и способны осмысленно действовать в русле Замысла Творца (т.е. в русле Промысла), однако, предоставив людям свободу выбора, Бог предоставил возможность ошибаться и наделил смыслом именно осознанный ДоброВольный выбор Промысла (наилучшего пути развития). При этом, Он постоянно общается с нами через Совесть и Язык жизненных обстоятельств, давая подсказки о направлении, в котором человеку следует двигаться. Данное от рождения чувство совести можно развить, а можно заглушить, и тогда человек станет невосприимчив к нему, перестанет отличать добро и зло.
Ошибки, которые человек совершает неосознанно отличаются от целенаправленного отклонение от заданного свыше идеала нравственности: «Нет на вас греха, в чём вы ошиблись, а только в том, что замышляли ваши сердца» (Коран 33:5). Так же отличаются ложь (осознанное искажение информации) от заблуждения (искренней уверенности в чём-то, что не соответствует правде-истине). Т.е. зло – это осознанное искажение или сокрытие человеком тех образов (и их оценок), которые предопределены Свыше и действия на этой основе.
Злонравие эксплуатирует нравственную неопределённость, и обе эти составляющих нравственности в психике человека часто приводят к одним и тем же неправедным действиям, ведь именно с молчаливого согласия большинства равнодушных людей совершаются всевозможные злодейства меньшинством злонамеренных людей. При этом, одни целенаправленно искажают информацию и управляют другими, а вторые перекладывают свою ответственность, не желая строить образы и управлять своей жизнью. Возможность осуществления неправедных намерений открыта (в Божьем попущении) только в той области, в которой общество уже готово к осознанию неправедности этих действий и способно устранить свою безнравственность по этому вопросу, предотвратив дальнейшее распространение зла. Чем больше человек знает и понимает, тем больше с него и спрос за свершаемые им поступки.
Нравственная неопределённость, т.е. безнравственность, бывает трёх видов:
1) Неопределённость – отсутствие нравственных мерил. При этом может быть несколько причин для отсутствия той или иной оценки. Если у человека отсутствует целостный образ какого-то явления в психике, то и дать оценку этому явлению человек не может. В таком случае неопределённость может быть неосознанной. Сталкиваясь с разными ситуациями в своей жизни, человек встаёт перед необходимостью создать у себя в психике целостный образ какого-то явления и дать ему оценку, но в силу различных причин (недоверие Богу или программа-запрет культуры на познание в какой-то области), человек отрицает приходящую к нему информацию, уклоняясь строить целостный образ и давать ему нравственную оценку. Часто человек делает это осознанно, ведь в наш век информации незнание – это выбор человека.
Жизнь справедливо устроена таким образом, что вместе с полученной в ситуации информацией, человек получает некоторое время на определение своего отношения к ней, по истечению которого, он вновь столкнётся с подобной ситуацией, если не дал правильную оценку, и негативные последствия от неверно принятого решения будут нарастать с каждым разом, дабы указать самому человеку и окружающим людям на пагубность выбранного им пути. Свой отказ принять новую информацию, встроив её в свою картину мира люди часто оправдывают тем, что мир непознаваем или устроен так, что всё дозволено (конкуренция, борьба за выживание и т.п.).
Есть ещё одна разновидность нравственной неопределённости – когда человек сталкивается с информацией о процессах, управление которыми является не его уровня компетенции, в таких ситуациях человек ставит нравственное мерило «не имеет значения». Это процессы, протекающие без вмешательства человека, например, в природных биоценозах или социальные управленческие процессы, в которых он на данный момент не разбирается и Жизнь не ставит задачу в них разобраться (например, локальные конфликты между кланами, корпорациями и странами), вследствие иного предназачения или отсутствия необходимой информации, ведь человек не может охватить все области знания и все сферы жизнедеятельности. Т.е. оценка «не имеет значения» – это допустимая, иногда временная неопределённость в нравственности, в случае, если процесс или явление действительно объективно (с точки зрения иерархически наивысшего всеобъемлющего управления) не имеют для человека значимости на данном этапе развития. Если человек ошибся и дал оценку «не имеет значения» тем процессам, которые, на самом деле, требуют его участия, он будет попадать в похожии ситуации, чтобы наконец-то дал правильную оценку, либо сгинул под бременем обстоятельств (оказавшись «травой на поле боя»).
2) Неопределённость в иерархической упорядоченности по значимости процессов и явлений в вашей жизни – это отрицание необходимости определиться в приоритетности ваших целей и средств их достижения. Если вы не желаете осознанно выстраивать свои цели и согласовывать их с Творцом и Вседержителем, значит, вы будете работать на те цели, которые выгодны кому-то другому, кто сможет в обход вашего сознания подчинить вашу волю своей воле. Часто так бывает, что человек тратит всё своё время на выполнение незначительных задач, при этом, не решая более значимой задачи, прожигая все свои ресурсы. В таком случае правильная расстановка приоритетов и решение более значимой задачи, позволяет снять необходимость решения менее значимых задач....
Источник: http://kobmedia.ru/?p=26245
0 Комментарии